четверг, 23 мая 2013 г.

Книги. Франсуаза Саган.

К этой выпускнице Сорбонны у меня особые чувства. Было так, на удивление, не всегда. По совету мамы я прочитала "Здравствуй, грусть!" - нашумевший откровенный дебютный роман девятнадцатилетней француженки, получивший самые восхищенные отзывы критиков. Полагаю, что просто "не попало", ведь восторг профессионалов я разделить не смогла. Возраст, личные факторы, банально настрой был другой.

И вот в 16 в очередном рейде в домашнюю библиотеку я нахожу толстенный том "Франсуаза Саган. Романы" - воплощение замечательной школьной традиции в месте с дипломами награждать еще и книгой. А здесь уже начинается магия. Чувства, возникшие за прочтением "Немного солнца в холодной воде", кажется, никогда уже не повторятся, но каждый новый роман вызывал такой взрыв одухотворенности! Меня будто наполняло изнутри. И это была сила, словно мощь океана, на волне которого возможно уже всё.

Сборника становится мало, в том же книжном шкафу я нахожу потрясающей красоты четырехтомник ( а запах этих страниц!) и зачитываюсь все новыми для меня произведениями, которые сразу становятся любимыми.

В любой статье о Саган будет подмечено, каким тонким психологом она была. Я позволю себе сказать, что даже больше. Ей удавалось так прописать персонажей, так выстроить линии, так наполнить диалоги...! Это совершенно необыкновенная литература.

Думаю, романы Франсуазы воспринимаются очень индивидуально, надо читать и находить свое, к моим любимым работам я отнесу:
- И переполнилась чаша
- Немного солнца в холодной воде
- Любите ли вы Брамса?
- Ангел-хранитель
- Смутная улыбка
- Здравствуй, грусть!
Кадр из фильма "Любите ли вы Брамса?"

На одном бутерброде и двух комплиментах женщина может продержаться весь день

Я знала, что жизнь иногда действительно представляется неумолимой и что от некоторых романов, как мне казалось, я никогда не смогу излечиться. И ничего, сижу себе в саду, мне сорок пять, я в отличном настроении и никого не люблю

Человека от счастья постоянно отделяет некая стена: будь то иллюзорность надежд, избыток времени или его отсутствие. И они всю жизнь неистово ломились сквозь эту стену. Невзирая ни на что

В этом – беда больших и ранних страстей, как и страсти к литературе; кончается тем, что вы отдаётесь самым мелким из них, но более живучим и куда более опасным, потому что они запоздали

Ведь все мы добиваемся только одного – нравиться. Я по сей день не знаю, что кроется за этой жаждой побед – избыток жизненных сил или смутная, неосознанная потребность преодолеть неуверенность в себе и самоутвердиться

Вот ведь забавно - может быть, стоит иногда возненавидеть эту жизнь, чтобы оценить неповторимость всех ее проявлений

Он ответил, что имеет на меня права, которые любой здравомыслящий мужчина имеет на неразумную женщину

Я, к сожалению, не вижу для себя возможности продержаться весь день на бутерброде и двух комплиментах, но в каждой книге я совершенно явственно вижу Женщину, созданную Саган, а это, на мой взгляд, большое мастерство.

Комментариев нет: